или
Отчего аниме-фестивали на пространстве СНГ так далеки от своих западных собратьев?
В последнее время в отечественных интернетах все чаще стали всплывать заявления, что, мол, на загнивающем западе все много лучше, вы только фото гляньте, а вы на своих жалких мероприятиях ничего приличного представить не можете. Что послужило толчком для подобных заявлений – отчет косплей-тима R&R о поездке в Мехико или то, что возрастная группа посетителей аниме-фестивалей овладела навыками работы с сервисами Google и Яндекс – я не знаю, и, по правде сказать, не имею желания выяснять.
Тем не менее, факт остается фактом – средний уровень все тех же Anime Expo, Comic Con и Dragon Con остается выше, нежели у любого из отечественных фестивалей. Где-то на просторах я видел отличный аргумент в защиту родного производителя – дескать, вы сравните население США и наше и уровень жизни, а потом уже проводите аналогии. Справедливости ради стоит отметить, что Воронежский фестиваль проводится уже более десяти лет, но еще ни разу не смог достичь количества посещений Anime Expo хотя бы за 2008 год (если мне не изменяет память, то историю свою этот фестиваль начал в 2004 году). А вроде Российская Федерация не уступает США по населению, да и Санкт-Петербург и Москва остаются в десятке самых дорогих для жизни городов мира. Отчего же такая несправедливость?
читать дальшеОдна из основных причин подобного «классового неравенства» - в том, какие слои субкультур заинтересованы в посещении фестиваля и что их к этому мотивирует. Наши косплееры – почти всегда одиночки или группы энтузиастов, делающие костюмы ради неувядающей славы самое себя (и символических призов на фестивале). В то время западные собратья четко понимают такое понятие как реклама и знают, что многие студии разработчиков игр, издателей комиксов и прочая размещают свои стенды на подобных мероприятиях с целью рекламы среди целевой аудитории. Однако, капиталисты, как хитрые люди, стараются сэкономить на всем и вся, получив максимум выгоды. Поэтому в действие приходит следующая схема:
- Ой, Билли, нам тут организаторы Comic Con’a сказали, что ты делаешь силовую броню космодесантника.
- А вы кто вообще такие?
- А мы вот из Relic Entertainment. Как закончишь – зашли нам фоточку готовой брони. Если все срастется, то у нас есть для тебя предложение, от которого ты не можешь отказаться – на второй денек постой рядом с нашим стендом, мы как раз будем игру Space Marine там представлять. За нами не заржавеет – xxx$ твои.
Диалог, разумеется, утрирован, однако использование удачных костюмов и образов, сделанных косплеерами, является распространенной практикой на Западе. Это дешевле, чем обмундировать своего человека, но так же эффективно. Поэтому в подобные состязания часто ввязываются даже целые мастерские по изготовлению реквизита – это и реклама, и заработок. Также, все компании, имеющие представительства на фестивале, спонсируют его, таким образом выкупая право на рекламу и распространение своего продукта.
Второй момент – то, что на западных фестивалях нет жесткого деления на классы фестивалей: этот - для фанатов корейщины; тут - тусуются анимешники; а вот туда поедут фанаты комиксов. Разумеется, есть фестивали с жесткой тематикой – типа все тех же конвентов по Звездным Войнам. Однако в основной массе своей, организаторы стремятся охватить как можно больший пласт гиков и фанатов, стирая жесткое ограничение аниме/комиксы/игры, что вызывает у нас бурление совершенно определенных масс в интернете. Также, создаются ивенты на фестивале, которые заинтересуют разных людей – мастер-классы, чемпионаты, встречи со знаменитыми авторами комиксов, презентации новинок и т.д. Яркий пример – слет художников ресурса devianart на фестивале в Сан-Диего.
Не было. А потом, как всегда, возникли мистические недовольные и появилось. А зря.